Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Отправлено 14.01.2011, 8:04 пользователем mamin-sundu4ok@yandex.ru

Занятия с пальчиками

Игры, развивающие координацию пальцев, очень полезны для развития мышления и речи. Именно поэтому хорошие логопеды активно пользуются ритмичными стишками, которые сочетаются с движениями пальцев. Самая известная из этих игр - "Сорока-ворона"

Кроме самих пальчиковых игр, для развития мелкой моторики рук у детей хороши лепка, рисование, аппликация, игры с мелкими предметами.(разумеется, под присмотром - ведь дети все тянут в рот и могут проглотить пуговицы и бусинки. ) Для этих игр очень хорошо подходят: 
* бирюльки, мелкие колечки и бусинки,
* мелкие колечки от штор можно надевать на пальчики,
* бусинки катать каждым пальчиком,
* полезно катать колбаски из теста или пластилина,
* играть с мотками шерстяных ниток, сматывать нитки на клубок и на катушку,
* мозаику с крупными деталями вставлять в дырочки,
* наборы мелких деревянных грибочков или овощей,
* пуговицы.


Пальчиковые стихи и многое другое

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец. 

Тесто pучками помнем (сжимаем-pазжимаем пальчики)
Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками)
А веpхушку сладким кpемом (по плоскости стола)
И кокосовою кpошкой 
Мы пpисыплем тоpт немножко...("сыплем кpошку" пальчиками обеих pук)
А потом заваpим чай, 
В гости дpуга пpиглашай. 

Мы делили апельсин!
(кулачок- "апельсин" перед собой)
Много нас (левая рука растопырена -- это "мы")
А он один (взгляд переводим на кулачок)
Эта долька для котят
(отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят
(отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа
(отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа
(четвертый)
Эта долька для бобра
(пятый)
А для волка кожура!
(встряхиваем бывшим кулачком -- словно кожурой)
Разозлился волк -- беда, 
Разбегайтесь кто куда! 

Мы капусту рубим рубим
(проговаривать ритмично, это не песенка,
ручками показываем как мы рубим капусту)
Мы морковку трём, трем
(ручками показываем как мы трем морковку))
Мы капусту соооолим сооолим..
(пальчики щепоткой -- солим)
Мы капусту мнем мнем.. (ручками "мнем" капусту)

Ладушки, ладушки.
мы пекли оладушки.
получилось ровно :
Один Жучке надо дать,
Два - коту с усами,
Два съедим мы сами. 

Домик
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)

У меня пропали руки (спрятать руки за спину),
Может быть они от скуки убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.

Палец толстый и большой 
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога 
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(конференция по раннему развитию ..00 

Маленький мизинчик -
плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет,
что все это значит,
Средний пальчик -
очень важный, 
не желает слушать,
Указательный спросил: 
"Может хочешь кушать?"
А большой бежит на кухню, 
тащит каши ложку, 
говорит: "Не надо плакать,
на, поешь немножко!"

Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе пЕча топить,
А малышке песни петь
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Идут четыре брата
Навстречу старшему.
-Здравствуй, большак! - говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Моя семья
Кто живёт в моей квартире?
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья! 

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал.Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!

Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот крепко-крепко спит
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: 
"Ура, все собирайтесь, обедать пора!"

Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
Самой первой села мама,
Рядом - строгий наш отец.
Следом братец и сестрица.
Ну, а мне где поместиться? 

Мамонт и папонт гуляли на pечке
Бабонт и дедонт лежали на печке
А маленький внучек сидел на кpылечке
И своpачивал хобот в колечки.

На прогулке
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались - и сцепились!
Прибежали разнималки -
Помешали перепалке.
И к развилке на кобыле
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять-
Хорошо друзей считать!

Три весёлых братца
Гуляли по двору,
Три весёлых братца
Затеяли игру:
Делали головками -
Ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими -
Чик-чик-чик,
Делали ладошками -
Хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками -
Топ-топ-топ!. 
Тихо, тихо мышка идет,
а кот лежит на кровати.
И если мышь не пискнет сейчас (здесь "мышка" должна громко пискнуть),
сразу схватит.
Вместо "пискнет" кот может спеть "хлопнет", "топнет", "прыгнет" ну и до бесконечности.
Змея ползет своей тропою.
Как лента по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем с вами повторить.
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Мартышка к нам спустилась с ветки
Мартышек надо обожать!
Ведь обезьяны - наши предки,
А предков, детки, надо уважать.
Зверей на свете очень много - 
Мартышек, кошек, птиц и змей...
Но человек - он царь природы,
И должен знать повадки всех зверей.

Мы топаем ногами, мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками, качаем головой, 
Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем,
Мы ручки подаем и бегаем кругом,
Ля-ля-ля-ля………
( соответственно, делается все, о чём поется. Там, где "ручки подаем" ребенок протягивает ручки маме и начинает бегать по кругу. Эта кульминация очень веселая вещь.)

Звонко хлопаем в ладоши, посмотри-ка, посмотри,
Звонко хлопаем в ладоши, раз, два, три и раз, два, три.
А теперь скорей, скорей шлепай, шлепай веселей,( шлепаем по коленочкам)
Кулачками тук-тук-тук, это звонкий перестук,
( сжимаем ладошки в кулачки и стучим друг о дружку)
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, 
И пальчики попляшут у маленьких ребят.
(стараемся пошевелить пальчиками.
А теперь скорей, скорей хлопай, хлопай веселей.

Для начала мы в ладоши 
Будем звонко ударять,
Видишь день какой хороший, 
Так и хочется плясать
Топай, топай веселей,
Свои ножки не жалей
Топай, топай веселей,
Свои ножки не жалей
Вот как наши ручки пляшут,
Посмотри-ка, посмотри
Звонко хлопаем в ладоши,
Раз, два, три и раз, два, три.
А теперь давай вприсядку,
Всех мы будем удивлять.
Гости скажут: "Как ребятки
Научились танцевать!"

У дедушки Трифона
Семеро детей
Семеро детей
Семь сыновей
С такими глазами
С такими бровями
С такими носами
С такими ушами
С такими зубами
С такими губами
С такими плечами
С такими ногами
Они не пили, не ели,
Всё на дедушку глядели,
И всё делали вот так…

Есть у любого два кулачка.
Хлопнул один по другому слегка.
Ну а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки-баловницы
Тоже не отстали.

Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так походи,
Вот сяк походи.( любые движения )
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так подбодрись,
Вот сяк подбодрись.( ручки в бока)
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой,
Вот сяк топни ножкой.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так повернись,
Вот сяк повернись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так попляши,
Вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись,
Вот сяк поклонись.

У Маланьи у старушки (идти покачиваясь)
Жили в маленькой избушке
(показать какая маленькая от земли)
Семь сыновей,
(семь пальчиков, если малышу это сложно, то можно показать рукой мал, мала, меньше)
Все без бровей,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такими ушами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели, (изображать все)
На Маланью всё глядели,
(растопыренные ладошки над глазами изображают ресницы, поморгать)
И всё делали вот так…( любые движения )

-Как живёшь?
-Вот так!
(известный жест - кулак с оттопыренным большим пальцем) 
- Как плывёшь?
- Вот так!
- Вдаль глядишь?
- Вот так!
- Ешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- А шалишь?
- Вот так!



Как по улице воробышек гуляет-
Он гуляет,
Он гуляет,
Он гуляет!
Как он с камешка на камешек порхает-
Он порхает,
Он порхает,
Он порхает!
Как устал воробей, утомился-
Утомился,
Утомился,
Утомился!
Он камешек, воробышек, садился-
Он садился,
Он садился,
Он садился,
Да как стал наш воробышек дремати-
Он дремати,
Он дремати,
Он дремати!
Да как стал воробей засыпати-
Засыпати,
Засыпати,
Засыпати!
Да как стал воробей шевелиться-
Шевелиться,
Шевелиться,
Шевелиться!
Да как стал воробей подниматься-
Подниматься,
Подниматься,
Подниматься!
Ещё стал воробей танцевати-
Танцевати, 
Танцевати,
Танцевати!

Если весело живется - делай так- 
(повторить раза)
Если весело живется мы друг другу улыбнемся,
Eсли весело живется - делай так (показывать при этом какое-либо действие) .

Летит, летит птица,
К нам летит
(Размахиваем руками, как крыльями)
Кричит эта птица:
"Кур-курлы!
Кур-курлы!"
(даже , если ребенок не повторяет, то слушает с удовольствием)
Крылья у птицы
Вот такие,
Вот такие!
(показываешь, какие большие крылья у птицы и машешь ими)
Клюв у этой птицы
Вот такой
Вот такой!
Шея у птицы
Вот такая,
Вот такая!
Хвост у этой птицы
Вот такой,
Вот такой!
А ноги у птицы
Вот такие,
Вот такие!
(всё перечисленное показываем)
Ходит эта птица
Такими шагами, 
Такими шагами,
(показываем какими шагами: мелкими, крупными)
Синяя та птица
Вот такая,
Вот такая!
(цвет птицы нужно выбрать по цвету одежды ребенка: белая, голубая или др. . )

"Чок-чок, каблучок,
Мы танцуем гопачок"(ножку на пяточку ставим и топаем)

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит. 
(Присесть и руками над головой изображать ушки)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
надо зайке поскакать.(Прыжки)
Зайку волк напугал
Быстро зайка убежал(Бег)

Хомка, хомка хомячок, полосатенький бочек (показываем полоски)
Хомка раненько встает (потягиваемся)
Щечки моет, носик трет (все проделываем)
Ушки моет, носик трет, 
Ручки моет, ножки трет.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку:
Он топает ногами топ топ топ
Он хлопает руками хлоп хлоп хлоп
Кивает головой
Он ручки поднимает
Он ручки опускает 
Он ручки подает и водит хоровод (дети водят хоровод)

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(Руки на пояс, повороты головы вправо-влево)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо-влево)
Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали,
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.(Свободный танец)
Вот болотце на пути,
Как его нам перейти?
Прыг да скок, прыг да скок,
Веселей скачи, дружок.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

Мишка с куклою громко топают, громко топают, посмотри.
и в ладошки звонко хлопают, звонко хлопаю, раз-два-три.

К небу потянулись,
К земле нагнулись,
Покружились-покружились
И на травку повалились. Бух! 

Руки складываются в замок Поем :
На двери висит замок
Кто ее открыть бы мог
Постучали (делаем все, что поем), 
Покрутили
Потянууууули
и открыли..
(расцепляем пальчики)..

Вышли детки на лужок, 
Заглянули под кусток (садимся на корточки)
Увидали зайчика, погрозили пальчиком (грозим пальчиком).
Ты, зайчишка, не спеши, свои лапки покажи (показываем)
Ножками потопай, ручками похлопай (топаем, хлопаем).
Наш веселый хоровод дружно песенку поет (водим хоровод),
Ай-лю-ли, ай-лю-ли, дружно песенку поет.
Мы захлопали в ладошки дружно, веселее.
Застучали наши ножки громче и быстрее.
По коленочкам ударим тише-тише-тише
Ручки-ручки поднимаем выше-выше-выше.
Закружились наши ручки, ниже опустились, 
Покружились, покружились и остановились. (ребенок кружится)

Как у нас во дворе рано утром на заре
Наши курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопаем ручками по бокам)
Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га (ручками показываем, как гуси га-га)
А коровки му-му (кулачки к головке прижимаем)
Ничего я не пойму (разводим руками).

Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки
туки-туки-туки-тук , туки-туки-туки-тукю
и постукивают, и похрюкивают,
хрюки-хрюки-хрюки-хрюк, хрюки-хрюки-хрюки-хрюк.
Все показываем, мотаем головой - нам весело.


Гули-гули, малыш хлопает ладошками
Гули-гоп, хлопает себя по коленкам
Сели Гришеньке (Машеньке, Ирочке и т.д.)
На лоб! Обе ладошки садятся на лоб

  
Мыли мылом ушки, изображаем, как мы моем ушки
Мыли мылом ножки, изображаем, как мы моем ножки
Ах, какие ладушки, ладошки поднимаем над головой
Ладушки - ладошки. Крутим ладошками над головой

Наварили кашки, как в "сороке-вороне"
Помешали ложкой, пальчик крутим по ладошке
Ах, какие ладушки, 
Ладушки - ладошки.
Строили ладошки ладошки изображают домик над головой 
Домик для матрешки. 
Ах, какие ладушки,
Ладушки - ладошки.
Прилегли ладошки ладошки ложатся спать под щеку
Отдохнуть немножко. 
Ах, какие ладушки,
Ладушки - ладошки.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Датская народная песенка
Два гномика изображаются кулаками с поднятыми вверх большими пальцами. Гномы подмигивают глазками, потом изображают, как они лезет вверх по горе, а потом строят островерхий домик из прямых ладошек. Потом гномы спят, пыхтя и сопя, подложив ладошки под щеку. 
Гимпельман и Пимпельман 
Лезли на гору в туман.
Долго там они сидели,
Вдаль задумчиво глядели.
А потом, после жары,
Скрылись в глубине горы.
И спать! Пф-ф!
Хэли-хэло! Вот мы!
Снова спят - пф-ф!
Хэли-хэло! Вот мы!
Снова спят - пф-ф!
Хэли-хэло! Вот мы!

Английская народная песенка
Одна рука изображает одну птичку, другая - другую. Улетают птички за спину, потом снова прилетают на коленки. 
Птички-синички хлопаем в ладоши или изображаем птичек двумя руками.
Сидели на окне. 
Птички-синички
Помахали мне.
Это птичка Петя, поднимаем правую руку и машем ею
А это птичка Поль. поднимаем левую руку и машем ею
Улетай, Петя! Правая рука прячется за спину
Улетай, Поль! Левая рука прячется за спину
Прилетай, Петя! Правая рука возвращается из- за спины и машет спереди
Прилетай, Поль! Левая рука возвращается из- за спины и машет спереди

Знакомство с названиями пальцев
Где большой пальчик? Из кулака показывается только большой палец
Где наш старший мальчик? 
Вот я, здесь! Палец сгибается - кивает. 
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо! Кулак вместе с пальчиком качается из стороны в сторону
Где второй наш пальчик? Из кулака показывается только указательный палец
Где второй наш мальчик? 
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где наш третий пальчик?
Где наш средний мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где четвертый пальчик?
Безымянный мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где же пятый пальчик?
Где наш младший мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где все наши пальчики?
Где все наши мальчики?
Вот мы, здесь!

Мальчик-пальчик, Из кулака торчит большой палец и кивает в такт
Где ты был, где ты был?
А с этим пальцем Появляется из кулака второй палец
В лес ходил, в лес ходил, 2-ой палец и большой топают по полу или по столу
А с этим пальцем появляется из кулака средний палец, а второй прячется
Щи варил, щи варил, 3-ий палец мешает кашу круговыми движениями
А с этим пальцем Появляется из кулака безымянный палец, а третий прячется
Кашу ел, кашу ел, Из кулака торчит 4-ый палец - как ложка - ко рту и обратно
А с этим пальцем Появляется из кулака мизинец
Песни пел, песни пел. Мизинец покачивается в такт песенке вверх- вниз

Летели две птички, руки вытянуты в стороны, кисти машут как крылья
Одна на север, Смотрим на левую руку
Другая - на юг. Смотрим на правую руку
Ой, забыли поздороваться! Руки слетаются к центру и встречаются
Здравствуй, перышко! (4 раза) Указательные пальцы и мизинцы гладят друг друга
Здравствуй, крылышко! (4 раза) Ладони по- очереди гладят друг друга
А тут пришел дворник 
С большой метлой Изображаем метлу, которая метет туда-сюда
И говорит птичкам: 
"А ну-ка кыш!" Дворник стукает кулаком по столу
И полетели две птички... Можно начать сначала, заменив Дворника на Повариху

Поедем, моя милая, Хлопаем все вместе в ладоши
В деревню жить.
Поедем, моя милая,
Хозяйство заводить.
Заведем себе мы
Курочку,
Курочка по зернышку - Один палец "клюет зерна" на второй ладони
Кудах-тах-тах!
Поедем, моя милая, Хлопаем все вместе в ладоши
В деревню жить.
Поедем, моя милая,
Хозяйство заводить.
Заведем себе мы
Уточку:
Уточка по реченьке Рука-утка плывет по волнам
Та-та-та-та!
Курочка по зернышку - Курочка клюет зернышки
Кудах-тах-тах!
Поедем, моя милая, Хлопаем все вместе в ладоши
В деревню жить.
Поедем, моя милая,
Хозяйство заводить.
Заведем себе мы
Гусочку,
Гусочка по бережку Рука-гусь открывает и закрывает клюв
Га-га-га-га!
Уточка по реченьке Рука-утка плывет по волнам
Та-та-та-та!
Курочка по зернышку - Курочка клюет зернышки
Кудах-тах-тах!
(Поросенка: хрюки-хрюки, кулак приставлен к носу как пятачок
Коровенку: муки-муки, пальцы изображают рога
Кисоньку: мяу, мяу кошка поглаживает усики пальчиком 
И так далее)


ТЕРЕМОК 
Для этой сказки нужно изготовить реквизит - домик с окошками и большой дверью, и игрушки - лучше всего самодельные, пальчиковые. 
Стоит в поле теремок, теремок. 
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
"ПИ-ПИ-ПИ!
ПИ-ПИ-ПИ!
Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?"
А ей никто не отвечает.
Вошла мышка в теремок,
Стала в нем жить.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю-полю ежик бежит,
У дверей остановился и пыхтит:
"Пых-Пых-Пых!
Пых-Пых-Пых!
Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?
-Я - мышка -норушка,
А ты кто такой?
-А я ежик,
Ни головы, ни ножек.
Пусти меня к себе жить!
-Ну, заходи!
И стали они вдвоем жить...
И так далее, пока не пришел медведь, который залез на крышу и уронил домик... Только не говорите, что медведь сломал домик - иначе малыш разломает ваш теремок. Если ребенок еще маленький, то персонажей должно быть всего 3-4, а дальше можно и больше. Приходят Лисичка-сестричка, Волчок- серый бочок, Лягушка- квакушка, Зайчик- побегайчик... 


Детям очень нравится смотреть, как перед ними разыгрывают сказки, и они сами гораздо раньше начинают играть в ролевые игры с игрушками и друг с другом.

       «Строим стенку…» 

 1.           

Строим стенку,

 Выше, выше,  

Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

 2.           

Добрались уже до крыши!     

К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

 3.           

Чья крыша выше?

 Выше, выше, выше!   

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

 4.           

Прорубили мы окошко,

 И дверку для кошки,

 И дырочку для мышки: 

 Пи-пи-пи-пи–пи!          

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

  

       «Квасим капусту…» 

            Это что еще за куст?   

Стоя, руки перед грудью в «замке»

              Это что еще за хруст? 

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

               - Как же мне без хруста,           

Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.

               Если я – капуста?

               Мы капусту рубим, рубим,     

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.

               Мы капусту солим, солим,      

Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).

               Мы капусту мнем, мнем,        

Сжимаем и разжимаем кулаки

               А морковку трем, трем,           

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.

               Пе-ре-ме-ши-ва-ем!  

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

               В бочки плотно набиваем       

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.

               И в подвалы составляем.         

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

               Эх, вкусная капуста!    

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

  

«Дерево».
Было деревце маленькое.     

Сидим на стуле или на корточках. Ладонью показываем - какое маленькое.

               

Стало расти – и выросло.         

Выпрямляемся, хорошо тянемся вверх.

               

Выросли ветки,             

Руки вверх.

               

На ветках листочки.    

Пальцы растопыриваем, помахали.

               

Нет ветра – дерево тихо стоит, не шелохнется.         

Замерли с поднятыми руками и растопыренными пальцами.

               

Легкий ветерок подул – листики затрепетали.           

Вы уже поняли: листки показываем пальцами.

               

Подул ветер посильнее – ветки закачались. Туда-сюда, туда-сюда. И листики трепещут.

Качаем руками из стороны в сторону, движения пальцев-листиков присоединяем по желанию.

               

Сильный ветер подул – дерево закачалось. Туда-сюда, туда-сюда. Ветки качаются, листики трепещут.  

Неглубокие наклоны в стороны, движения веток и листиков и слова о них присоединяем по желанию.

               

Ураган налетел! Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут.              

Наклон в одну сторону.

               

Стих ураган, выпрямилось дерево. Отдыхает.            

Выпрямляемся, отдыхаем.

               

С другой стороны ураган налетел! Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут.       

Наклон в другую сторону.

               

Стих ураган, выпрямилось дерево. Отдыхает.            

Выпрямляемся, отдыхаем.

               

С моря буря налетела!             

Дуем.

               

Дерево наклонилось, наклонилось, еще наклонилось… и сломалось!        

Наклоняемся вперед потихоньку, потом складываемся пополам – сломалось дерево.

               

Стихла буря. Выросли у дерева новые ветки. Выросли на ветках новые листочки. Вот какое большое выросло дерево!             

Понемногу выпрямляемся, тянемся вверх, вытягиваем руки, тянемся за ними.

               

Листиками машет, ветками качает, нам привет посылает.  

Приветственно машем руками.

 


 


1-1 of 1

Сделать закладку